Помните был такой замечательный фильм «Брат – 2». Ситуация на границе. Диалог с таможенником. - У вас сало, яблоки есть? - А вам зачем? - Вы везете с собой продукты? Яблоки? Сало? - А здесь разве не продают? - Вы не поняли, это карантин! - Болеете? Классика жанра: человек интересуется у таможенника глубинным смыслом заданного вопроса: «А Вам зачем?», а тот идет по отлаженному алгоритму)
Провожу индивидуальный коучинг: ПС: «Какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы решить эту жизненную ситуацию с максимальной пользой для себя, коллектива и акционеров? Под личностными качествами я понимаю устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения. Например: исходя из нашей беседы и примеров, которые Вы приводили, я могу предположить, что вы очень отзывчивый человек». Клиент: «Да, Вы абсолютно верно подметили. Мне супруга часто говорит, что все на мне воду возят и понукают». ПС: «Вы с этим согласны?» Клиент: «Частично. Я не могу отказывать людям, даже если это негативно сказывается на работе компании. Есть разные обстоятельства» ПС: «Давайте уточним. В моем понимании отзывчивый – это добрый, душевный, внимательный, готовый помочь. А в данной трактовке это скорее уступчивый или склонный соглашаться с чужой точкой зрения. Как Вы думаете?» Клиент: «Наверное это ближе к жизни» ПС: «Давайте так: Вы назовете личностные качества, о которых я спрашивал. А потом, чтобы мы были в едином информационном поле, мы с Вами обсудим понимание каждого из них. А в завершении поговорим об обстоятельствах, которые делают Вас таким уступчивым».
Никогда не задумывались почему хороший тренер настаивает, чтобы обучение проходили не только сотрудники, но и их руководители? Тренер создает единое информационное поле понимания тех или иных процессов, терминов, действий. Чтобы люди, говоря о «белом», имели одинаковые критерии этого белого. И не думали, что есть только мое «правильное» трактование (чем грешат многие руководители). - Я глубоко несчастна. - Как я тебя понимаю, дорогая. Все они сволочи. - Ты о чем? - О твоем Толике, конечно. Бабник хренов. - При чем здесь Толик? Я ноготь сломала…))) «Чтение мыслей» - любимое когнитивное искажение миллионов, которые думают, что знают, что имеет ввиду другой человек, когда произносит ту или иную фразу. А почему он думает, что знает? Потому что примеряет сказанное на свой жизненный опыт. Как многозначен наш язык… И как важно прояснять сказанное. Как правильно заметила Татьяна Черниговская: «Вот конфликтологи постоянно имеют дело с такими проблемами, люди из разных племён и стран ругаются друг с другом, каждый считает, что он прав. От того, что эти люди говорят на одном и том же языке – лучше не становится. Вопрос в том, что они разные смыслы вкладывают в одни и те же слова. Но это звучит почти банально, но это очень важно, потому что из-за этого происходят войны, распадаются семьи, понимания нет, а есть профанация общего разговора, как будто все друг друга понимают, а на самом деле ничего подобного». Сколько есть удивительных историй и драм, связанных с «чтением мыслей» и «вкладыванием своих смыслов». Маленький пример: Мы создаем себе субъективные миры, в которых живем. Интересное и увлекательное общение с другим человеком предполагает, что у нас есть гипотеза о субъективном мире другого человека. Задавая ему вопросы, мы шаг за шагом продвигаясь по неизведанной территории, подтверждая или опровергая их. Насколько далеко Вы продвинетесь, чтобы чувствовать себя на ней «как дома», зависит от степени Вашего интереса к другому человеку и тем вопросам, которые будут Вашим проводником в его мире. Задавайте больше вопросов. Ведь Вы ничего не знаете о другом человеке, даже если Вам кажется, что знаете. А в путешествии по субъективным джунглям Вам поможет замечательная книга Эндрю Собель, Джеральд Панас «Мощные вопросы». Хорошего вечера:)