БЛОГ

Намерение. Почему оно всегда остается в тени?

Почему решил поднять эту тему. Вчера прочитал интересный диалог Татьяны Черниговской и Леонида Юзефовича и задумался. Юзефович дал хороший посыл: «Историков и ученых нужно судить в какой-то степени по намерениям, а не по делам. Потому что мало ли, кто вмешается — Господь Бог, упавший кирпич, транспорт, и мы не сможем сделать то, что задумали. А вот намерение — это очень важно: какую цель преследовал человек, когда он пытается мне вдолбить что-то такое в голову».
О чем это? Ну конечно же о мотивах, которые лежат в основе тех или иных действий. И зачастую не осознаются. 
Мы реагируем на слова и действия другого человека рефлекторно, не задумываясь о «смыслах» такого поведения. Ведь действие – оно на виду, а намерение, цель, которую планировал достичь человек действием, скрыта в его черепной коробке. Один из принципов НЛП гласит: «В основе любого поведения лежит позитивное намерение». Намерение – внутренняя цель, которая стоит за поведением. И это поведение (даже если оно не приемлемо с точки зрения социума) «позитивно» для этого человека. Мы едим вредную пищу для удовольствия, публикуем свои фото из Эмиратов для престижа, пьем кофе для бодрости. И даже вредные привычки нам для чего-то нужны. И в нашей модели мира они служат «позитивной цели»: агрессивное поведение – защититься от болезненной правды, курение – восполняет недостаток общения или желание отдохнуть. И так далее. Недаром психологи, изучая какую-либо проблему, всегда проверяют «вторичную выгоду» нежелательного поведения.   
Зачем ко мне пришел клиент? Какую цель он преследует своим визитом? Решить проблему? Или может получить подтверждение от эксперта что то, что он делает, он делает правильно? А может его все устраивает и он банально хочет поплакаться в жилетку. Потому что я, в его жизни, возможно, единственный человек, который выслушает, продемонстрирует готовность помочь, сохранит конфиденциальность и даже будет несколько расстроен из-за того, что клиент даже не сделал попытку выполнить договоренности (рекомендации) между ним и психологом.    
В Karmalogic есть Закон «Враг». Он гласит: «Держим союзников близко, а врагов – еще ближе. Изучаем мотивы людей, которые рядом, и остерегаемся тех, чьи мотивы нам непонятны». В точку. Но как узнать намерение или мотив? Ведь по действиям сложно распознать намерение? 
1.  Задаем вопросы, выясняем ценность тех или иных вещей, явлений, людей для человека (в том числе и проверяя свои намерения):
- Зачем тебе это нужно?
- Что тебе это даст?
- Что ты от этого получишь?
- Для чего ты это делаешь?
2.  Наблюдаем за невербаликой. Хороший продавец видит момент, когда человек уже мысленно купил вещь и надо только ему помочь сделать последний шаг. Хороший психолог видит, когда человек хочет наконец что-то сказать и делает паузу, чтобы он это наконец сделал. 
Попробуйте сделать небольшое упражнение: 
«Напишите 5-7 различных вариантов поведения и определите для каждого соответствующее намерение. Для этого задайте себе вопросы:
- Зачем я это делаю?
- Что мне это дает?
- К чему я стремлюсь в данном случае?
Найдите не менее 3-х способов реализовать Ваше намерение". 

Например: 
Делаю зарядку по утрам – хочу убрать живот. Зачем? Чтобы привлекательно выглядеть. Зачем? … А какие есть еще способы, чтобы убрать живот и хорошо выглядеть? Специальные упражнения. Пересмотреть рацион питания. Сила воли, чтобы каждый день что-то делать для достижения своей цели.